Господь сказал: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Попробуем поучиться у детей замечательной их способности несуждения и безоценочного восприятия мира. И действительно, понаблюдайте за детьми, ещё незашоренных стереотипами взрослых. Среди прочих, совершенно замечательных детских свойств, увы, потерянных для взрослых, есть одно, которое я предложу вашему вниманию, как прекрасную психотехнику для практики несуждения и безоценочного восприятия реальности.
Назовём эту, присущую всем детям, особенность способностью УДИВЛЯТЬСЯ миру и его любым проявлениям! Причём удивляться тотально, абсолютно, и точка! Ничего более. Удивление без всяких суждений и оценок.
Да, конечно, не за горами то время, когда удивление от проявлений реальности начнёт отождествляться с рациональным умом родителей, социальными стереотипами и много чем ещё… Но как же непосредственны и благодатны дети, пока они свободны от социального я. Вспомним же и мы, взрослые, то состояние детской души, когда проявления мира мы воспринимали как информацию – обучение, получение некоего опыта, без всякой оценки и суждения. Эффект от способности удивляться миру без оценки и суждения колоссальный! Надо только вспомнить и начинать практиковать это состояние, которое мы потеряли, «взрослея».
Какие в этой практике есть нюансы:
— удивляться надо искренне, как ребёнок, при этом абсолютно и тотально, заполняя себя эмоцией. Например: «ничего себе!!!» или «вот это да!!!», «ух ты!!!» и т.д., придумывая свой алгоритм удивления;
— обязательный контроль рационального ума, который непременно будет вмешиваться в диалог между удивлением и причинно-следственным объяснением события, что неминуемо приведёт к оценочному восприятию и к суждению, а далее – вы уже в плену у лукавого мозга. Поэтому поступаем просто: как только мозг начинает «вмешиваться» в эмоцию удивления, продолжаем снова и снова, совершенно по-детски, совершенно искренне, не только эмоционально, но и невербально (движениями, жестами, мимикой, да чем угодно) выражать своё удивление, при этом не забывая улыбаться. В начале практики делать это придётся до тех пор, пока мозг не «успокоится»;
— не бойтесь показаться кому-то глупыми и наивными в этот момент, ведь дети не боятся быть сами собой.
Герой романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, князь Мышкин (библейским прототипом которого по замыслу автора стал Христос), лечился отношением детей к миру, наполняясь их непосредственностью, радостным удивлением от реальности.
Напоследок, перефразируя слова барона Мюнхгаузена, хочется сказать: «Удивляйтесь, удивляйтесь чаще, господа, не забывая при этом улыбаться!»
Автор: Московцев Валерий Борисович,
психолог епархиального Центра поддержки семьи «Радость моя»